ВИКТОР ФРАНКЛ: Философ смысла в аду концлагеря

Как австрийский психиатр в концентрационном лагере открыл главную движущую силу человека

Еврейский интеллектуал в Вене

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене в образованной еврейской семье. Отец Габриэль служил государственным чиновником в министерстве социального обеспечения, мать Эльза происходила из зажиточной семьи. Дом был полон книг, интеллектуальных дискуссий, культурных событий.

Уже в детстве Виктор проявлял необычную склонность к философским размышлениям. В возрасте трех лет он спросил отца: “Папа, зачем мы живем?” Этот вопрос стал лейтмотивом всей его жизни.

Мальчик рос в эпоху заката Австро-Венгерской империи. Первая мировая война, революции, экономические кризисы создавали атмосферу неопределенности и экзистенциальной тревоги. Старые ценности рушились, новые еще не сформировались.

В школе Виктор увлекся психологией и философией. Он читал Фрейда, Адлера, Шопенгауэра, Ницше. Особенно его привлекали вопросы смысла человеческого существования, которые казались более важными, чем школьная программа.

В 16 лет он написал свою первую научную работу о психологии философского мышления. Учителя были поражены глубиной и зрелостью суждений подростка.

Ученик и оппонент великих

В 1923 году Франкл поступил на медицинский факультет Венского университета. Он специализировался на неврологии и психиатрии, но его интересовали не столько болезни, сколько фундаментальные вопросы человеческого существования.

Франкл посещал лекции Зигмунда Фрейда и даже переписывался с ним. Но психоанализ его не удовлетворял. Сведение всех человеческих мотивов к сексуальности казалось примитивным. Человек – существо более сложное и возвышенное.

Больше его привлекала индивидуальная психология Альфреда Адлера с ее акцентом на стремлении к превосходству и социальных факторах. Франкл стал членом кружка Адлера, публиковал статьи в его журнале.

Но и адлерианская психология не отвечала на главный вопрос: что движет человеком в глубинном смысле? Стремление к власти объясняло многое, но не все. Должна быть более фундаментальная мотивация.

В 1927 году Франкл порвал с Адлером, как тот ранее порвал с Фрейдом. Молодой врач начал формулировать собственную теорию человеческой мотивации, основанную на поиске смысла.

Рождение логотерапии

К концу 1920-х годов Франкл сформулировал основы своего подхода, который назвал логотерапией (от греческого “логос” – смысл). Главный тезис был революционным: основная движущая сила человека – не стремление к удовольствию (Фрейд) и не воля к власти (Адлер), а воля к смыслу.

Человек может вынести любые страдания, если видит в них смысл. И наоборот – отсутствие смысла делает невыносимой даже комфортную жизнь. Большинство современных неврозов связано не с подавленными инстинктами, а с экзистенциальным вакуумом – пустотой от бессмыслицы.

Франкл начал применять логотерапию в работе с пациентами. Вместо анализа детских травм он помогал людям найти смысл в текущих обстоятельствах жизни. Результаты были впечатляющими – многие находили силы жить и действовать.

Особенно эффективной логотерапия оказалась в работе с суицидальными пациентами. Франкл убеждал их, что жизнь имеет смысл в любых обстоятельствах, даже в страданиях.

Три источника смысла

К середине 1930-х Франкл систематизировал источники смысла жизни:

Творческие ценности – то, что мы даем миру через работу, творчество, достижения. Реализация талантов, создание произведений, воспитание детей, служение людям.

Ценности переживания – то, что мы берем от мира через любовь, красоту, истину. Наслаждение искусством, общение с природой, близкие отношения, духовные переживания.

Ценности отношения – то, как мы относимся к неизбежным страданиям. Мужество перед лицом судьбы, достоинство в несчастье, рост через испытания.

Последний источник особенно важен, потому что страдание неизбежно. Когда человек не может изменить ситуацию, он всегда может изменить свое отношение к ней.

Надвигающаяся катастрофа

В 1938 году нацистская Германия аннексировала Австрию. Для венских евреев началось время ужаса. Франкла уволили из больницы, запретили лечить арийских пациентов, ограничили в правах.

У него была возможность эмигрировать в США – американское консульство уже выдало визу. Но Франкл колебался: уехать означало бросить престарелых родителей на произвол судьбы. Остаться – обречь на опасность себя и жену.

Решение пришло неожиданно. Придя домой, он увидел на столе кусок мрамора – обломок скрижали из разрушенной синагоги. На нем была выбита одна из десяти заповедей: “Почитай отца и мать своих”. Франкл воспринял это как знак и остался.

В 1940 году он женился на медсестре Тилли Гроссер. Они мечтали о детях, строили планы на будущее. Но времени почти не оставалось.

Ад на земле: путь через лагеря

25 сентября 1942 года Франкл вместе с женой и родителями был депортирован в концентрационный лагерь Терезиенштадт. Начался самый страшный период его жизни.

В лагере Франкл потерял все: свободу, имущество, рукопись книги, которую писал годами. Но самое страшное было впереди. В 1944 году его перевели в Освенцим – фабрику смерти.

При входе в лагерь заключенных “селектировали” – отправляли налево (в газовую камеру) или направо (на работы). Франкл чудом попал направо. Его родители и беременная жена были убиты в газовых камерах.

Из Освенцима Франкла перевели в лагерь Дахау, где он провел последние месяцы войны. Условия были нечеловеческими: голод, холод, болезни, постоянная угроза смерти, унижения, потеря человеческого достоинства.

Но именно в этом аду Франкл сделал свое главное открытие.

Последняя свобода человека

В лагере Франкл наблюдал за поведением заключенных и пришел к потрясающему выводу: даже в самых крайних обстоятельствах у человека остается одна свобода – свобода выбора отношения к происходящему.

Нацисты могли отнять все – дом, семью, тело, жизнь. Но они не могли заставить человека думать и чувствовать определенным образом. Внутренняя позиция оставалась неприкосновенной.

Франкл видел, как одни заключенные ломались и превращались в животных, борющихся за кусок хлеба. Другие сохраняли человеческое достоинство, делились последним, утешали товарищей, шли на смерть с высоко поднятой головой.

Разница была не в физической силе или внешних обстоятельствах, а в наличии или отсутствии смысла. Те, кто видел смысл в страданиях – служение идее, любовь к близким, свидетельство о происходящем – находили силы выжить.

Сам Франкл держался на нескольких смыслах: желании увидеться с женой (он не знал о ее смерти), намерении восстановить утраченную рукопись, миссии рассказать миру о пережитом.

Трагический оптимизм

27 апреля 1945 года американские войска освободили Дахау. Франкл был свободен, но мир для него перестал существовать. Жена, родители, брат – все погибли. В 40 лет он остался совершенно один.

Но вместо отчаяния Франкл выбрал то, что позже назвал “трагическим оптимизмом” – способность сказать “да” жизни несмотря на все ее ужасы. Страдание может разрушить, но может и возвысить – если человек находит в нем смысл.

За девять месяцев он восстановил по памяти утраченную рукопись и написал новую книгу – “Человек в поисках смысла”. Это была не просто автобиография, а философский трактат о природе человеческого существования.

В 1947 году Франкл женился во второй раз на Элеоноре Швиндт. У них родилась дочь Габриэла. Жизнь начиналась заново.

Третья венская школа психотерапии

После войны Франкл вернулся к преподаванию и частной практике. Логотерапия получила новое обоснование – теперь она была проверена в самых экстремальных условиях.

Франкл назвал свой подход “третьей венской школой психотерапии” после психоанализа Фрейда и индивидуальной психологии Адлера. Если первая школа сосредоточилась на бессознательном, вторая – на социальных факторах, то третья изучала духовное измерение человека.

Основные принципы логотерапии:

Свобода воли – человек свободен занять позицию по отношению к любым обстоятельствам.

Воля к смыслу – основная мотивация человека – стремление найти и реализовать смысл.

Смысл жизни – каждая ситуация содержит уникальный смысл, который может обнаружить только конкретный человек.

Техники логотерапии

Франкл разработал конкретные методы помощи людям в поиске смысла:

Парадоксальная интенция – техника для работы с фобиями и навязчивостями. Клиенту предлагается намеренно желать того, чего он боится. Это разрывает порочный круг тревоги.

Дерефлексия – отвлечение внимания от симптома путем переключения на значимые цели. Вместо сосредоточения на проблеме человек фокусируется на том, ради чего стоит жить.

Сократический диалог – помощь клиенту в самостоятельном обнаружении смысла через систему вопросов. Терапевт не навязывает готовые ответы, а помогает найти их самому.

Модификация установок – изменение отношения к неизбежным страданиям путем поиска в них возможностей для роста.

Экзистенциальный анализ

Развивая логотерапию, Франкл создал экзистенциальный анализ – метод исследования смысловых структур человеческого существования.

Он выделил три уровня человеческого бытия:

  • Биологический – тело и его потребности
  • Психологический – эмоции, мышление, поведение
  • Духовный – ценности, смыслы, совесть

Большинство психологических школ работает с первыми двумя уровнями. Логотерапия сосредоточена на третьем – специфически человеческом измерении.

Глобальное признание

В 1960-70-е годы логотерапия получила международное признание. Франкл читал лекции в университетах по всему миру, его книги переводились на десятки языков.

“Человек в поисках смысла” стала одной из самых влиятельных книг XX века. По опросам американских библиотекарей, она входит в десятку книг, которые больше всего изменили жизнь читателей.

Франкл получил 29 почетных докторских степеней от университетов разных стран. Американская психиатрическая ассоциация наградила его премией за выдающийся вклад в науку.

Революция в понимании человеческой мотивации

Франкл совершил революцию в понимании того, что движет человеком в самых глубинных основаниях:

Смысл как основная мотивация

До Франкла психология рассматривала человека как существо, движимое либо инстинктами (психоанализ), либо стремлением к власти (индивидуальная психология), либо потребностью в самоактуализации (гуманистическая психология).

Франкл показал, что все эти мотивации вторичны. Первичная потребность человека – найти смысл своего существования. Когда смысл найден, человек готов пожертвовать удовольствием, властью и даже самореализацией.

Это объясняет, почему люди идут на войну за идеи, жертвуют жизнью ради других, выбирают трудный путь служения вместо комфорта.

Страдание как возможность роста

Традиционная психология рассматривала страдание как патологию, которую нужно устранить. Франкл показал, что страдание может быть источником смысла и духовного роста.

Неизбежные страдания – болезнь, потеря, смерть близких – можно превратить в достижение, если найти в них смысл. Человек может вырасти через испытания, стать мудрее, сильнее, сострадательнее.

Это не означает поиска страданий, но готовности извлечь смысл из тех, которые неизбежны.

Ответственность как цена свободы

Франкл подчеркивал, что свобода выбора отношения к обстоятельствам неразрывно связана с ответственностью. Человек не может контролировать все, что с ним происходит, но полностью отвечает за свою реакцию.

Эта ответственность пугает многих людей. Легче считать себя жертвой обстоятельств, чем признать свою власть над собственной жизнью. Но именно принятие ответственности дает подлинную свободу.

Уникальность каждой ситуации

В отличие от других школ психологии, которые ищут универсальные законы, логотерапия подчеркивает уникальность каждого человека и каждой ситуации.

Нет готовых рецептов смысла. То, что осмысленно для одного, может быть бессмысленным для другого. Каждый должен найти свой путь, свою миссию, свой ответ на вызовы жизни.

Духовное измерение как специфически человеческое

Франкл выделил духовное измерение как то, что отличает человека от животных. Это не обязательно религиозность, а способность подняться над биологическими и психологическими детерминантами.

Человек может действовать вопреки инстинктам, преодолевать эмоции, выбирать ценности выше личной выгоды. Это делает его свободным и ответственным существом.

Что принес людям узник концлагеря

Франкл дал человечеству то, что особенно нужно в эпохи кризисов и утраты традиционных ценностей:

Надежду в безнадежности. Опыт концлагеря доказал, что даже в самых крайних обстоятельствах человек может найти смысл и сохранить достоинство.

Ответственность за собственную жизнь. Люди поняли, что не являются жертвами обстоятельств, а имеют власть над своим отношением к жизни.

Превращение страданий в достижения. Неизбежные трудности перестали восприниматься только как зло и стали возможностями для роста.

Простые инструменты поиска смысла. Логотерапия дала практические методы работы с экзистенциальными кризисами.

Поздние годы: мудрец и учитель

В последние десятилетия жизни Франкл стал признанным мудрецом, к которому обращались за советом люди со всего мира. Он продолжал писать, преподавать, развивать логотерапию.

Особое внимание он уделял проблеме современного общества – экзистенциальному вакууму, вызванному утратой традиционных смыслов. Технический прогресс освободил человека от нужды, но не дал ответа на вопрос “зачем жить?”

Франкл предсказывал рост депрессий, суицидов, наркомании, агрессии как симптомов потери смысла. Единственное лекарство – помочь людям найти индивидуальный смысл в изменившемся мире.

2 сентября 1997 года Виктор Франкл умер в возрасте 92 лет в Вене. До последних дней он сохранял ясность ума и оптимизм, который пронес через все испытания жизни.

Наследие философа смысла

Виктор Франкл прожил жизнь, которая сама стала доказательством его теории. Пройдя через ад концлагеря, он не озлобился, а нашел в страданиях источник мудрости и сострадания.

Его главное послание человечеству: жизнь имеет смысл в любых обстоятельствах. Этот смысл нельзя дать извне – его может найти только сам человек. Но когда смысл найден, никакие силы не могут его отнять.

В мире, где люди все чаще страдают от депрессии и ощущения бессмысленности, наследие Франкла особенно актуально. Его логотерапия предлагает альтернативу как медикаментозному лечению, так и поверхностному позитивному мышлению.

Венский психиатр, который выжил в концлагере и превратил свои страдания в дар человечеству, показал, что последняя свобода человека неотъемлема. И в этом – его бессмертие.


Если история Франкла и других революционеров психологии затронула что-то в вас, приглашаю на семинар “Прометей восставший”.

Главная
Аудиозаписи
Telegram
Сонник